Праздники Израиля - действа весьма запутанные. Обычному среднестатистическому европейцу порой трудно разобраться, для чего, зачем, когда и по какому поводу евреи веселятся. Практически ни один еврейский праздник не приходится на одно число. Объясняется это тем, что Израиль живет по лунному календарю и в связи с этим тот или иной праздник каждый год приходится на разные дни по привычному нам григорианскому летоисчислению.
Еще одна немаловажная особенность - среди 16 государственных праздников Израиля только 4 имеют светский характер, тогда как остальные - это религиозные торжества. Формально Израиль - светское государство, где объявлена свобода любому вероисповеданию. Однако на деле все обстоит иначе. Иудаизм выполняет функцию государственной религии и идеологии; его влияние распространяется на политическую и социальную сферы. Поэтому древние иудейские торжества - основа праздничного календаря евреев. Практически, каждый праздник вспоминает то или иное событие, описанное в Ветхом Завете.
Отличительная особенность еврейских праздников - семейственность. В каждой семье, следующей традициям, установились свои непреложные правила отмечания тех или иных дат: от подарков до составляющих праздничных блюд.
Кроме того, на каждый израильский праздник приходится масса чужих торжеств. Объясняется все тем, что в современном Израиле проживают представители разных диаспор (ашкенази, сефрады, восточные, марроканские, кавказские и прочие евреи). Так, большинство выходцев из Советского Союза с большим воодушевлением отмечает все израильские и российские торжества. Если для нас на год приходится два Новых Года, то у русских евреев в Израиле их будет три. 8 марта они совмещают с древним праздником Песах, и что парадоксально, могут веселиться на оба Рождества - католическое и православное.
То же смешение жанров мы можем обнаружить и внутри иных диаспор. Из-за такого количества "своих" и "чужих" дат израильтяне практически не выходят из-за праздничных столов. Приплюсуйте сюда еженедельный шаббат, который тоже почитается праздником, и можно заключить, что Израиль - самое благодатное место для праздников.
В современном Израиле заметна общественная поляризация не только между евреями и арабами, но между евреями "светскими" и религиозными ортодоксами. Несмотря на строгую религиозную основу праздников израильтяне вольны в выборе формы самого веселья. Так, рабби Гешель в трактате, посвященном религиозным торжествам, сетует на то, что евреи в нынешнюю эпоху утратили способность праздновать. По его словам, вместо того, чтобы торжествовать, они ищут развлечения и забавы.
Другой рабби, Элиэзер, считает, что праздник можно соблюсти одновременно в двух формах, и каждому еврею дано право выбора характера формы празднования. На практике это означает, что выбор зависит всецело от духовного уровня празднующего. Один будет петь молитвы, и слушать содержание свитков в синагоге, другой со спокойной душой отправится в пивной бар. По словам рабби Элиэзера, праздник подобен двухэтажному зданию, где на каждом этаже живут разные жильцы.
В одном ортодоксы и светские едины - в идее самого праздника. В праздничный день преступно быть мрачным. Ведь имеется же в Торе прямое указание: "и радуйся в праздник свой". Каждому еврею велено удалить от себя всякую грусть и стараться быть в духовном состоянии, которое может быть названо "радостным". В идеале, мир в веселье и празднике - это характерная черта еврейской души. Ведь это, конечно же, чудо, что еврей всегда может сохранить душевное спокойствие, и праздновать несмотря ни на что. Несмотря на все исторические мучения, выпавшие на долю его народа и весьма нелегкую жизнь. В дни суббот и праздников радость властвовала в гетто, несмотря на страдания и скорбь, которые отравляли будние дни. Веселье в праздник было религиозной обязанностью, и оно укоренилось в еврейском самосознании.
|